Технология стелс

Развитие систем противовоздушной обороны вынудило авиационных конструкторов искать новые способы, повышающие выживаемость самолетов в бою. Самым перспективным был метод, снижающий их заметность. Такая технология получила название «стелс», что в переводе с английского означает «скрывать, хитрить».

Однако стоит отметить, что хотя боевую технику, построенную по «стелс-технологии», и называют в прессе «невидимками», это всего лишь образное высказывание. На опыте современное радиолокационное оборудование помогает их обнаружить. Поэтому более правильно будет применять к ним термин «малозаметные».

Самолет-невидимка

Технология стелс – теория невидимости.

Основной задачей технологии «стелс» является уменьшение заметности самолета для радаров. Так как их принцип работы основан на приеме отраженного радиосигнала, «невидимость» достигается тем, что от цели возвращается лишь его небольшая доля. Для этого самолет покрывают специальными радиопоглощающими материалами и предают ему формы, от которых радиосигнал отражается в разные стороны и не возвращается на радар.

Эти и другие методы позволяют снизить «видимые» радарами размеры самолета до размеров средней птицы. В результате ракеты с головками самонаведения и другие автоматизированные средства противовоздушной борьбы не могут зафиксировать такие самолеты в качестве цели с высокой точностью и, очень часто промахиваются.

Технология стелс

Самолет-невидимка.

  • Кабина экипажа состоит из двух человек, размещающихся в герметичной кабине. На рабочем месте у каждого члена экипажа есть система управления, благодаря которой каждому летчику удается самостоятельно совершать полет.
  • Корпус самолета-невидимки без вертикального оперения и покрыт специальным материалом. Он изготовлен по схеме «летающее крыло. Электромагнитной волне радиолокатора при взаимодействии со специальным покрытием корпуса, приходится терять основную часть своей энергии, из-за чего она «увязает» в обшивке, как увязает пуля в подушке.
  • Двигатели. На самолете установлено четыре турбореактивных мотора, размещенных в верхней части крыла. Для снижения температуры выхлопа, оставляющего тепловой след, в топливо добавляют специальные вещества.
  • Щитки. Функция рулей направления выполняется щитками, установленными по краю крыла.
  • Система дозаправки. Топливные баки обеспечивают дальность полета 11 000 км. А дозаправка топливом прямо в воздухе дает возможность значительно ее увеличить.
  • Вооружение. Около 22 т бомбовой нагрузки (ракеты, ядерные и обычные авиабомбы) размещено в двух боковых отсеках.

Самолеты-невидимки

Самолеты-невидимки, которые были созданы по технологии «стелс».

1) Первая «невидимка» — американский ударник  — самолет F-117 «Найт Хок».

Самолет F-117 «Найт Хок»

2) Американский бомбардировщик — стратегический самолет «Нортроп B-2 «Спирит».

Самолет «Нортроп B-2 «Спирит»

3) Советский экспериментальный истребитель, имеющий крылья обратной стреловидности — палубный самолет Су-47 (С-37 «Беркут»).

Палубный самолет Су-47 (С-37 «Беркут»)

4) Американский истребитель 5 поколения — многоцелевой самолет F-22 «Раптор».

Многоцелевой самолет F-22 «Раптор»

Комментарии запрещены.