Средневековые корабли

В XV – XVI веках ведущие европейские морские державы принялись активно покорять океанические просторы. Мореплаватели постоянно открывали новые острова и далекие экзотические страны. В 1492 году экспедиция Колумба доплыла до берегов Америки. А спустя 5 лет каравеллы португальского путешественника Васко да Гамы добрались до индийских портовых городов. Такие дерзкие и отважные путешествия невозможно было бы совершить без быстроходных, маневренных, вместительных и прочных кораблей, а также хороших навигационных приборов.

Средневековые корабли

Средневековые корабли.

Самыми быстроходными и надежными судами периода великих морских открытий являлись каравеллы. Они были достаточно вместительны и при этом легки и маневренны. Кроме того, паруса каравелл были прекрасно приспособлены для плавания против ветра. При встречном ветре их ставили под строго рассчитанным углом, и судно двигалось вперед. Именно на каравеллах были совершены самые дальние путешествия XV – XVI веков. Например, экспедиция Колумба состояла из трех каравелл: «Санта Мария», «Нинья» и «Пинта». А вот Фернан Магеллан для первого в мире кругосветного путешествия в 1519-1522 годах использовал пять каравелл. Каравелла – лучшее судно эпохи Средневековья.

Каравелла Пинта

Компас – прибор позволяющий ориентироваться в любой точке планеты. Без этого устройства не обходится ни одно судно. Намагниченный указатель компаса точно совпадает с магнитным полем Земли. Поэтому стрелка компаса всегда правильно определяет направление движения и показывает его. Прототип современного компаса изобрел в начале 14 столетия итальянец Флавио Джойя. Он поместил магнитную стрелку в середину бумажного круга, который разделил на шестнадцать частей – по четыре части на каждую сторону света.

В XVI веке европейские государства нещадно эксплуатировали свои американские колонии. Из Америки в Европу перевозились несметные богатства. Для этих целей были созданы галеоны – огромные многопалубные парусные суда. Корабль, доверху груженный золотом, являлся желанной добычей для пиратов. Однако захватить галеон было нелегко, ведь на его вооружении находилось более пятидесяти артиллерийских орудий и около 100 переносных мушкетонов. Кроме того, на галеоне имелась бравая команда, состоявшая из 300 вооруженных матросов и солдат.

Корабль галеон

В то время, когда покорители новых земель на галеонах перевозили тонны золота или участвовали в морских сражениях, многочисленные пираты и мелкие торговцы перемещались по воде на бригантинах – небольших и легких двухмачтовых суднах. На передней фок-мачте бригантины были установлены прямые паруса, а на задней грот-мачте – косые. Бригантина могла развить очень высокую скорость и догнать любой корабль. Этим-то и пользовались пираты, настигая и грабя различные суда.

В XVII веке пираты Карибского моря стали массово пересаживаться с бригантин на шхуны – парусные суда, на которых имелось не менее двух мачт. Мачт могло насчитываться от двух до шести, причем все паруса на них были исключительно косыми. Шхуны отличались быстроходностью и могли легко уходить от преследований на мелководье. К тому же эти суда были необычайно просты в управлении, что позволяло использовать небольшую по численности команду.

В Средние века величественные парусные суда бороздили необъятные просторы морей и океанов.

Комментарии запрещены.