Самый первый корабль

Более миллиона лет тому назад человечеством был изобретен плот, на котором помещалось от одного до нескольких человек, а также маленький груз. Для управления плотом люди использовали длинную палку или ветку. Но большие грузы на бревнах и плотах перевозить было невозможно, хоть он и был самым первым удобным судном. Сильный ветер с легкостью переворачивал плот, да и высокую скорость нельзя было развить на нем.

Тогда люди додумались создать самый первый корабль — челнок или лодку-долблёнку из выдолбленных отверстий в бревнах. Сначала гребли руками, а когда устали, придумали вёсла, изготовленные из дерева.

Самый первый корабль-лодка-долблёнка

Со временем лодки совершенствовались, и около 600 лет назад в Древнем Египте появились длинные лодки – барки, управляемые гребцами с вёслами. Так появились первые корабли. А еще через несколько веков на этих кораблях уже устанавливали паруса, и скорость судна возросла при попутном ветре в несколько раз.

Но непрочные первые египетские корабли не позволяли выйти в открытое море. Финикийцы решили эту проблему, они стали использовать кедровые деревья, как материал для судостроения. На киль или нижнюю балку, расположенную в центре днища корабля, вытесанную из кедра, возводили мачту. А к мачте уже крепились паруса. Благодаря килю, идущему по всей длине, от носовой до кормовой части, обеспечивалась прочность корпуса корабля.

Корабли Древнего мира.

Древние греки примерно 3 тыс. лет назад начали строить новый вид корабля – боевую галеру или унирему, на которой уже десятки гребцов усиленно работали вёслами. Вражеские корабли можно было топить при помощи железного тарана, установленного на носу судна – настоящей «тяжелой артиллерии» тех времен. Тогда именно таранные удары применялись в морской битве, галеры или  униремы считались самыми лучшими кораблями, а морской флот Греции был самым сильным в мире. На униреме гребцы сидели на одном ярусе, на одну мачту крепился один парус.

Галера - унирема

Для увеличения скорости боевых судов, стали строить огромные многоярусные корабли с длинными тяжелыми вёслами. Это были корабли – триремы, длиной 100 метров и шириной – 10. Гребцы в количестве 170 человек сидели в три яруса. Отсюда и пошло название корабля. Остальной экипаж состоял из вооруженных воинов, матросов и лучников.

Основная мачта судна располагалась в центре, но для лучшего маневрирования, ближе к носу, ставилась дополнительная мачта с парусом. Во время сражений мачты убирались. 

Триремы

Как же размещались гребцы внутри древних кораблей?

На одноэтажной униреме они сидели на палубе в один ряд. На смену униреме пришла бирема (от древнегреческих «би» — «два» и «ремус» — «весло»), на которой гребцы располагались на двух ярусах. А у триремы было уже три яруса гребцов.

Крупными боевыми кораблями были квадриремы с четырьмя ярусами гребцов. Мы знаем об этих древних судах лишь из примитивных изображений на вазах и монетах и неполных описаний в рукописях. Поэтому в отношении этих кораблей возникает большой вопрос о расположении гребцов. Так, непонятна конструкция квадрирем. Весла четвертого этажа были настолько большими, что ими вряд ли можно было грести. Поэтому, по распространенной теории, на всех древних судах максимальное число ярусов весел ограничивалось тремя. И все они отличались от триремы лишь увеличенным числом гребцов верхних ярусов. Также, согласно этой теории, на квадриреме каждым веслом верхнего яруса управляли 2 гребца, среднего яруса – 1, нижнего – 1.

Некоторые историки предлагают также схему квадриремы с двумя веслами по 2 гребца на каждом или вообще одним большим веслом с 4 гребцами.

Квинквиремы (от латинского «квинкви» — «пять») – корабли с пятью рядами гребцов. Они, вероятно, имели следующую схему расположения: по 2 гребца на двух верхних веслах, 1 гребец – на нижнем.

На сикстиреме (от латинского «сикс» — «шесть») было по 2 гребца на каждом из трех весел.

Общим термином «децимрема (от латинского «детим» — «десять») называют гигантские древнеримские корабли с числом ярусов десять и больше.

Дуодецимрема (от латинского «дуодецим» — «двенадцать»), вероятно, имела по 4 гребца на каждое весло в трех ярусах.

Сидецимрема (от латинского «сидецим» — «шестнадцать») – по 8 гребцов на каждое из гигантских весел в 2 ярусах.

Статьи по теме:

Средневековые корабли

Виды военных кораблей

 

Комментарии запрещены.