Морская техника

До изобретения кораблей человек мог перемещаться по воде лишь с помощью плотов и лодок. Поэтому о путешествиях по морям и океанам, древним людям приходилось лишь мечтать. Целые народы жили на своих ограниченных территориях, общаясь только с ближайшими соседями и не зная о том, что происходит за морями и океанами. Однако всё резко изменилось около шести тысячелетий тому назад, когда в Древнем Египте появились речные, а затем и морские суда.

После этого люди стали путешествовать по разным странам. На кораблях плавали матросы, купцы и путешественники, которые обменивались товарами, а также информацией о традициях, культуре и технических новшествах разных народов. Так люди стали познавать мир и вводить в свою жизнь полезные изобретения, созданные в разных частях планеты.

Морская техника является необходимым помощником человека и в наши дни. Например, грузовые суда ежедневно перевозят через моря и океаны тысячи тонн разнообразной техники, стройматериалов, продуктов и даже автомобилей. Многочисленные теплоходы, катера, гигантские пассажирские лайнеры, и небольшие комфортабельные яхты дарят людям увлекательнейшие морские путешествия. 

А на страже морских границ многих держав стоят мощные военные корабли: крейсеры, эсминцы, авианосцы и подводные лодки. Современные суда обеспечивают человечеству безопасное плавание в комфортных условиях при разной погоде.

Морская техника

Виды морских судов.

Морские суда – это плавучие сооружения, используемые для перевозки пассажиров и грузов, рыбного промысла, а также в военных целях. Военные суда обычно называют кораблями. Впервые большие деревянные корабли начали строить в Средиземноморье и на Дальнем Востоке примерно в IV в. до н.э. Эти суда длиной до 50 метров были гребными или парусными. Позднее появились корабли с высокими мачтами и сложной парусной оснасткой, достигавшие в длину 115 метров.

Появление современных судов стало возможным благодаря двум достижениям. Первое из них связано с применением прочных стальных конструкций, что позволило строить очень большие суда. Второе – с использованием парового двигателя, давшего судну полную независимость от ветра. Теперь размеры судов были ограничены только глубиной прибрежных вод и размерами верфей. Современные суда подразделяются на грузовые суда, пассажирские суда и военные корабли.

Современные грузовые суда делятся на сухогрузные и наливные. Сухогрузы могут быть универсальными или специализироваться на перевозке определенных грузов – например лесовозы или рудовозы. Контейнеровозы доставляют к месту назначения грузы, заранее помещенные в контейнеры. Очень большое судно способно принять на борт несколько тысяч контейнеров. У судов такого типа ходовая рубка, помещения для команды и машинное отделение расположены в кормовой части.

Грузовые суда

Большие пассажирские суда или лайнеры раньше обеспечивали регулярное морское сообщение между континентами, но в наши дни они используются для круизов. Люди отправляются в морское путешествие, чтобы повидать разные города и страны и одновременно отдохнуть и развлечься на борту комфортабельного судна. 

К пассажирским судам относятся также паромы, используемые для доставки людей и транспорта по морю на небольшие расстояния. Паромы сконструированы так, чтобы погрузка и выгрузка пассажиров проходила быстро, обычно через громадные ворота на корме и носу.

Пассажирские суда

Военные корабли начали строить, как только мореплавание приобрело важное значение, а народы повели борьбу за господство в мире. К числу современных военных кораблей принадлежат эсминцы, крейсеры и подводные лодки, вооруженные пушками, ракетами и торпедами.

Военные корабли

Какие бывают корабли?

1) Корабль викингов X в. – не имел палубы, ходил как под парусом, так и на веслах.

Корабль викингов

2) Галеоны XVI в. – имели высокие борта для установки пушек.

Галеоны

3) Клиперы – были самыми быстроходными судами XIX в.

Клиперы

4) Лайнеры – это целые плавучие отели с роскошными номерами, рассчитанные на тысячи пассажиров. Первый пассажирский лайнер 1855 г. «Грэйт Истерн» ходил как на паровой тяге, так и под парусами.

Лайнеры

5) Авианосец доставляет штурмовую и истребительную авиацию к месту боевых действий. Авианосцы – самые большие военные корабли водоизмещение 80 тыс. т и более, действующие как плавучая база для самолетов и вертолетов.

Авианосец

6) Многоцелевое грузовое судно перевозит контейнеры, цистерны и ящики. Смонтированный в центре подъемный кран используется при погрузке и разгрузке судна.

Контейнеровоз - грузовое судно

7) Танкеры перевозят в трюмах жидкие грузы, обычно нефть. Жидкость находится в цистернах – танках, а пустые отсеки увеличивают плавучесть судна. Машинное отделение и помещения для экипажа обычно размещают на корме.

Самые  большие из современных кораблей – это супертанкеры, доставляющие нефть с месторождений на нефтеперерабатывающие заводы Европы, Америки и Японии. Супертанкер превосходит по размерам трансокеанский лайнер или военный корабль: его длина превышает 400 м, а вес с полной загрузкой превышает 1 млн. т.

Супертанкер

8) Подводные лодки запускают ракеты и торпеды, не всплывая на поверхность.

Подводные лодки

9) Современные траулеры вылавливают огромное количество рыбы и практически без потерь доставляют ее на берег. Из поднятого на борт трала – конусообразного сетчатого мешка – улов поступает на сортировку, а затем в цех очистки, где рыбу потрошат и обезглавливают.

Отходы перерабатывают в кормовую муку, а чистые тушки упаковывают и замораживают. Замороженную рыбу хранят в трюме-рефрижераторе, пока не доставят в порт. Траулеры оснащены сонарами и другими приборами, помогающими находить огромные косяки рыбы.

Современные траулеры

Большинство современных судов приводится в движение одним-двумя винтами, вращаемыми мощными дизельными или газотурбинными двигателями, хотя на некоторых военных кораблях используется атомная энергия. Дизельные двигатели дешевле и надежнее, зато газотурбинные легче и занимают меньше места. Управляют судном при помощи руля, однако при маневрировании могут использоваться и вспомогательные винты малой тяги.

Корабль использует основную часть энергии на преодоление сопротивления воды, поэтому конструкторы создали суда, которые при движении приподнимаются над поверхностью. Это суда на подводных крыльях. Они приподняты над водой и скользят по ней как на лыжах. При этом вода обтекает крыло судна подобно тому, как воздух обтекает крылья самолета.

Судно на подводных крыльях

Существуют и суда на воздушной подушке. Подушку создает огромный вентилятор, который нагнетает воздух под днище. Такое парящее судно может двигаться по болотам, глубокому снегу или воде, не соприкасаясь с поверхностью.

Судно на воздушной подушке

Статьи по теме:

Средневековые корабли

Самый первый корабль

Виды кораблей

Комментарии запрещены.