История мотоциклов

Ходит немало мнений и даже гипотез насчет даты изобретения первого мотоцикла. Дело это до сих пор не прояснено до конца, хотя происходило все не так уж и давно по историческим меркам и все события достаточно хорошо документированы. Дата изобретения мотоцикла точно не определена, и ходит много всяких версий, позволяющих трактовать события самым разным образом. Но разобраться в этом необходимо, особенно учитывая тот вклад, который внес мотоцикл в историю развития мировой техники.

История мотоциклов

История мотоциклов.

Первый мотоцикл появился в годы, когда впервые на два колеса установили двигатель. Это было где-то в 1860-х годах, когда об устройстве двигателя внутреннего сгорания изобретатели имели самое смутное представление, и потому начали придумываться велосипеды с паровой установкой. Но такие «велосипеды» не пользовались большим спросом и выпускались единицами из-за того, что скорость их была крайне мала, а мощность составляла всего четверть лошадиной силы на 10 кг. К тому же паровая установка сама по себе имеет малый КПД. Хотя, такой велосипед можно было бы назвать мотоциклом, по крайней мере, его самым первым прототипом, тем более что его пытались выпускать серийно, и люди все-таки на нем худо-бедно, но ездили.

Официально принято считать первым мотоциклом велосипед, оснащенный двигателем внутреннего сгорания. Этот аппарат был построен в Германии двумя известными впоследствии немецкими инженерами — это были Готлиб Даймлер и Вилли Майбах. Произошло это событие в 1885-м году. Изначально изобретатели не намеревались создавать мотоцикл, а изобретение нужно было для испытаний двигателя, которым было оснащено это средство передвижения. Аппарат представлял собой двухколесный экипаж с полукруглым седлом. Мощность бензинового двигателя составляла всего 1,5 лошадиных силы, что не мешало мотоциклу, сделанному из дерева, развивать среднюю скорость в 12 километров в час. Этот результат был заметно лучше, чем с паровым двигателем, к тому же бензиновый мотор был гораздо компактнее и не требовал такого сложного обслуживания. Но к огромнейшему сожалению, этот исторический, без всякого сомнения, образец сгорел при пожаре в сарае, где инженеры его хранили.

Первый мотоцикл

После того, как придумали первый мотоцикл и хорошо исследовали все его возможности, компания «Hildebrand & Wolfmuller» (Хильдебранд и Вольфмюллер) значительно усовершенствовала конструкцию этого двухколесного экипажа и в 1894-м году начала его серийное производство. Этот мотоцикл уже заметно отличался от первого экспериментального образца повышенной мощностью двигателя (2,5 л. с.), относительно небольшим весом (около 50 кг) и максимальной скоростью (45 километров в час).

На нем стоял полуторалитровый двухцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с водяной системой охлаждения и капельным зажиганием. Весь крутящий момент приходился на заднее колесо, а колодочный тормоз действовал на шину переднего колеса. Данный мотоцикл отличался еще и тем, что запускался исключительно с толкача. Но, несмотря на относительные неудобства, было продано более 2 тысяч экземпляров, что для тех времен было неплохим результатом.

Мотоцикл компании Хильдебранд и Вольфмюллер

В первые полтора десятилетия ХХ-го столетия мотоциклы начали набирать популярность: люди воспринимали их как полноценное средство передвижения, к тому же достаточно универсальное. Инженеры начали придумывать все новые конструкции и внедрять самые смелые решения, делающие мотоциклы прочнее, быстрее, солиднее. В период меду двумя мировыми войнами, учитывая боевой опыт Первой мировой и некоторых крупных колониальных войн, очень многие заводы начали выпускать военные мотоциклы. Так, в Великобритании на вооружение армии были приняты мотоциклы AJS и Matchless, имевшие мощные двигатели с объемом в 350 «кубов», Northon, выпускавшие мотоциклы с колясками, мотоциклы фирмы Triumph, которые стали одними из самых лучших британских мотоциклов во Второй мировой войне.

Не отставала от европейцев и Америка. На ее заводах для армий союзников изготавливались очень хорошие модели «Harley-Davidson» и «Indian». Военный вариант имел двухцилиндровый V образный с 4-ступенчатой коробкой передач и уникальную «харлеевскую» ходовую часть. В Италии стандартные гражданские мотоциклы фирм Gilera, Biachi и Moto Guzzi весьма оперативно переделывались в военные варианты. Эти мотоциклы имели двигатели с объемом в 500 «кубов» и отличались хорошим сцеплением.

В Германии с военными мотоциклами дела обстояли тоже неплохо: здесь выпускались мотоциклы с 750 «кубовыми» оппозитными двигателями с 4-ступенчатой передачей, привод осуществлялся на колесо коляски, мотоцикл имел задний ход. Также появился весьма странный, хотя и достаточно массовый образец – мотоцикл с гусеничной тягой, на котором стоял 1,5 литровый двигатель «Опель». Несмотря на слабый двигатель и тяжелый вес мотоцикла, он мог возить прицепы весом до трех тонн.

Мотоцикл AJS и Matchless

Но что же было с советскими мотоциклами? В нашей стране дела с этим видом транспорта также обстояли неплохо. Первоначально за основу советские инженеры взяли мотоцикл BMW R71, который в результате переделали, изменив и усилив некоторые узлы. В основном выпускались мотоциклы Л-300, Л-600 и Л-8 (на заводе в Ленинграде), легендарные ИЖ-7, ИЖ-8, ИЖ-9 (в Ижевске), в Таганроге было налажено массовое производство модели ТИЗ-АМ600. Советские инженеры не сталкивались с проблемами разработки технологий при создании своих мотоциклов, потому что они брали пример с союзников и врагов. Так, известные отечественные модели ИЖ-7 и ИЖ-8  создавались на базе немецкого мотоцикла DKW Luxus 300, а таганрогский мотоцикл ТИЗ-АМ600 появился на свет благодаря некоторой переработке британского мотоцикла BSA-600.

Легендарный мотоцикл ИЖ-7

Война сыграла свою роль во всей Европе: боевые действия закончились, люди не могли позволить себе относительно дорогие военные и спортивные модели, поэтому растет спрос на легкие, дешевые мотоциклы. К тому же наступил топливный кризис, байк должен был быть экономичным. Хорошим примером служит компактный мотороллер «Веспа» — созданный компанией «Пьяджо» в 1946-м году. Мотороллер обладал всеми нужными характеристиками: мощность двигателя этого компактного транспортного средства составляла 3,5 лошадиные силы, он делал 4,500 оборотов в минуту при весе в 100 кг и обладал хорошей проходимостью.

Также большое распространение и спрос среди молодежи получили мопеды – мотоциклы с маленьким объемом двигателя (около 50 л. с.) и максимальной скоростью до 40 км/час. Самым привлекательным в мопедах было то, что для езды на них не требовалось водительских прав, также играла свою роль и относительно низкая стоимость, что делало этот транспорт мечтой любого мальчишки. В СССР мотоциклы набирали популярность в 50-х годах: инженеры официально получили технологии от Германии, и возобновилось финансирование со стороны государства. С этого момента началось массовое производство относительно дешевых мотоциклов для массового отечественного потребителя.

Комментарии запрещены.