Виды кораблей

Самый древний способ перемещения грузов и людей – по воде. Первые корабли могли двигаться при помощи шестов и весел. Они были просты в изготовлении и управлении, но могли перевозить очень немного людей и грузов. И конечно, на таких судах нельзя было отправиться в далекое путешествие – ведь, чтобы преодолеть сильный ветер или встречное течение, нужно посадить на весла как можно больше гребцов, но чем больше людей занято греблей, тем больше припасов для них придется загрузить на борт.

Первые корабли

Все изменилось после того, как примерно три тысячи лет тому назад было изобретено парусное судно. Парус – это часть ткани, закрепляющийся таким образом, чтобы ветер, попадающий на него, придавал судну ускорение. Изобретение паруса было одним из величайших открытий в истории, на парусных судах люди впервые смогли преодолеть огромные расстояния, пересечь сначала моря, а потом и океаны. На парусных кораблях Колумб открыл Америку, а Магеллан пустился в кругосветное путешествие.

Все грандиозные географические открытия совершались на судах, оснащенных парусами. Два столетия назад на парусных судах устанавливали сложные системы из прямых и косых парусов, закрепляемых под разными углами, что позволяло судам набирать ход при любом ветре.

Парусное судно

Самыми быстрыми из парусных кораблей были чайные клиперы, называвшиеся так потому, что они соревновались, кто быстрее доставит чай из Китая в Англию, некоторые из таких кораблей развивали скорость до двадцати узлов – это около 37 км/час.

Чайные клиперы

Парус долго был основным движителем морских и речных судов. Только одну проблему создателям парусных судов так и не удалось решить – без ветра эти суда не могли сдвинуться с места. Именно поэтому со временем парусные суда сменились более современными. В 1807 году американский инженер Роберт Фултон построил первый пароход – судно, которое приводилось в движение не силой ветра, а с помощью паровой машины. Пароходы могли двигаться и в полный штиль, и при неблагоприятном ветре. Но у них был один важный недостаток: машина потребляла очень много угля, запасы которого надо было все время пополнять.

Первый пароход

Инженерам понадобилось почти сто лет для того, чтобы построить первый теплоход – судно, приходящее в движение благодаря двигателю внутреннего сгорания. Теплоходы вместо угля используют бензин или дизельное топливо, они гораздо быстрее и экономичнее пароходов.

Первый теплоход

А в середине 20 века появились суда нового типа – атомоходы. Энергию для их двигателей дают установленные прямо на борту ядерные реакторы. Такие суда годами могут не заходить в порт. Это особенно важно для военных кораблей – именно они и составляют большинство атомоходов. Самые известные мирные атомоходы – российские ледоколы, работающие в Арктике.

Атомоходы

Виды кораблей.

Для перевозки грузов создано много разных типов судов, каждый из которых решает свои задачи. Морские контейнеровозы используют для транспортировки контейнеров – больших металлических ящиков, в которые предварительно упакованы нужные грузы разного вида.

Морские контейнеровозы

Рефрижераторные суда везут скоропортящиеся продукты, балкеры принимают на борт такие грузы, которые можно засыпать прямо в трюм, например, руду.

Виды кораблей

Ролкер перевозит технику, которая сама заезжает в трюм и выезжает из него, например, автомобили.

Судно ролкер

Танкеры или танкера перевозят жидкие грузы, чаще всего нефть или нефтепродукты.

Танкеры или танкера

А есть еще промысловые суда, предназначенные для ловли рыбы, суда паромы, перевозящие автомобили и людей с одного берега водоема на другой, ледоколы, расчищающие путь другим судам, и еще много других видов судов.

Промысловые суда и суда паромы

Корабль ледокол, вопреки своему названию, не колет лед, а таранит его и раздвигает. Или наползает на льдины и ломает их собственным весом. Для обеспечения переноса веса при движении ледокола используется система балластных цистерн. Чтобы повыше задрать нос ледокола, балластная вода переваливается на корму. При опускании носа ледокола на льды, водяной балласт перекачивается на нос, обеспечивая давление на лед. Если же льды и в этом случае не дают носу ледокола опуститься снова на воду, то тогда начинают переваливать водяной балласт с борта на борт, искусственно создавая бортовую качку, чтобы избавиться от ледяного плена.

Корабль ледокол

Комментарии запрещены.